В ходе заседания Общественного Совета при Минэкономразвития России утверждена Национальная гарантийная стратегия. Это новый инструмент для расширения объемов государственной поддержки, а также повышения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемному финансированию. Суть механизма заключается в предоставлении специально созданными в субъектах Российской Федерации фондами поручительств и федеральным Агентством (АКГ) гарантий и поручительств перед коммерческими банками за малых предпринимателей. Стратегия призвана стать базовым элементом поддержки кредитования МСП, так как «включается» при отсутствии у бизнеса достаточного залога и фактически помогает предпринимателю получить кредит. В отсутствие такой гарантии кредит не предоставляется.
В ситуации, когда годовой объем кредитования сектора малого и среднего бизнеса снизился на 6%, кредитные ставки достигают 35%, кредиты выдаются на короткий срок – до года. По данным Опоры России 40% предпринимателей отмечают рост просроченной задолженности, а 58% — ожидают дальнейшего ухудшения ситуации.
По мнению Минэкономразвития в рамках Национальной гарантийной системы (НГС) предстоит сконцентрировать усилия региональных гарантийных организаций, Агентства кредитных гарантий и ОАО «МСП Банк» для ответа на запросы предпринимателей.
Являясь базовым элементом системы, АКГ расширило линейку гарантийных продуктов, предложив бизнесу поддержку при реструктуризации и рефинансировании кредитов и привлечении оборотных средств.
При взаимодействии с Банком России планируется формирование новых механизмов удешевления ресурсов для малых компаний. Это и рефинансирование кредитов банков под гарантии АКГ, и практическая работа по секьюритизации средств, — пояснила Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Наталья Ларионова.
Уникальность гарантийного механизма в так называемом мультипликаторе: направив на создание региональных гарантийных организаций 40 млрд. рублей. удалось предоставить уже 285 миллиардов рублей кредитов для 43 тысяч предпринимателей. По сути это самовоспроизводящийся инструмент: приходят новые предприниматели, получают новые гарантии. Этим проект отличается от выплаты субсидий.
Сильные стороны проекта создания системы это уже созданная инфраструктура и накопленный опыт предоставления гарантийной поддержки, содействие Правительства и Министерства экономического развития России.
Основные слабые стороны действующих сейчас институтов гарантийной поддержки– отсутствие единых стандартов и принципов при предоставлении гарантийной поддержки; слабость механизмов управления рисками РГО; отсутствие выстроенной системы взаимодействия с банками.
Возможности национальной гарантийной системы – это потенциал для увеличения объемов гарантийной поддержки, снижения стоимости финансирования для МСП (рефинансирование и секьюритизация).
Минэкономразвития поручило АКГ переформатировать сеть отдельных региональных гарантийных организаций в систему, обеспечивающую значимую и эффективную государственную гарантийную поддержку субъектов МСП.
Повышение доступности финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства будет обеспечиваться за счет внедрения единых стандартов и процессов управления, создания инфраструктуры поддерживающих функций (ИТ, правовая поддержка, учетная политика), формирования единой риск-политики в рамках НГС, внедрения единой системы управления финансовыми активами.
Кроме того, Минэкономразвития рассчитывает, что АКГ в короткие сроки станет центром компетенций по вопросам кредитования МСП. Речь идет о единых стандартах работы и внедрении новых технологий и продуктов, защите интересов участников НГС.
Основными партнерами Национальной гарантийной системы будут банки, реализующие программы кредитования МСП.
Таким образом, считают специалисты Минэкономразвития, формирование «одного окна» позволит повысить надежность в деятельности региональных гарантийных организаций как при управлении активами, так и при отборе проектов.
Система создается в рамках требований ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Приоритетным клиентским сегментом НГС являются неторговые МСП, действующие в таких отраслях, как:
- производство и реализация импортозамещающей продукции;
- научно-техническая инновационная сфера;
- производство и реализация экспортно-ориентированной продукции;
- крестьянские (фермерские) хозяйства.
Этот список может быть расширен. Особое внимание при этом будет уделено МСП, действующим на территории Крыма и Севастополя, Дальнего Востока, Северного Кавказа.
По нашим оценкам до 2020 года поддержку получат 146 тысяч МСП, то есть каждое третье предприятие из приоритетного клиентского сегмента, а объем предоставленной гарантийной поддержки за тот же период достигнет 900 миллиардов рублей (накопленным итогом), — сказала Наталья Ларионова.
В то же время объем выданных кредитов, обеспеченных гарантийной поддержкой НГС, составит 1 798 миллиардов рублей, прирост высокопроизводительных рабочих мест – 287 тысяч единиц, а прирост инвестиций субъектов МСП в основной капитал за счет гарантийной поддержки – 323 миллиардов рублей.
Формирование НГС предусматривает 3 основных этапа:
- 2015 г. – пилотное внедрение единых стандартов работы, интегрированной системы управления рисками и единого информационного пространства в РГО;
- 2016-2018 гг. – этап активного роста путем использования новых конкурентных преимуществ – механизмов рефинансирования/ секьюритизации активов, обеспеченных гарантийной поддержки;
- 2018-2020 гг. – этап реализации Стратегии, в рамках которого пройдет тиражирование стандартов работы, интегрированной системы управления рисками, продуктовой линейки НГС.